Образование для детей с ОВЗ и инвалидностью
Инвалид (ребенок- инвалид – лицо до 18 лет) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273).
Обучающиеся с ОВЗ (согласно 79 статье ФЗ-273):
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей реализуется через образование:
- в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
- в отдельных классах, группах
- совместно с другими обучающимися.
Нормативно-правовые акты по организации дошкольного образования обучающихся с ОВЗ:
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, вступил в силу 1 января 2014 г. учитывает особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, … в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ».
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Примерные адаптированные программы дошкольного образования
Размещены на сайте fgosreestr.ru примерные АООП ДО:
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- с задержкой психического развития;
- для слепых детей;
- для слабовидящих детей;
- для детей с амблиопией и косоглазием.
Дорабатываются проекты АООП ДО:
- для глухих детей раннего и дошкольного возраста;
- для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста;
- для детей раннего возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- для диагностических групп детей раннего возраста;
- для детей дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации;
- для детей дошкольного возраста с РАС.
Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ИПРА ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка.
При реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
Для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования - в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию, который организует работу по реализации мероприятий ИПРА.
Анализ Паспорта доступности объекта
Оснащение логопедического кабинета МБДОУ № 1 «Аленушка»
Договоры о сетевом взаимодействии
Социальное партнерство, как способ социализации воспитанников
Информационная справка о материально–технической базе и оснащенности образовательного процесса
Статистическая информация о численности детей с ОВЗ и инвалидностью
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- Конвенция ООН о правах инвалидов;
- Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;