Инклюзивный детский сад

Образование для детей с ОВЗ и инвалидностью

Инвалид  (ребенок- инвалид – лицо до 18 лет) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273).

Обучающиеся с ОВЗ  (согласно 79 статье ФЗ-273):

 

 

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей реализуется через образование: 

  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • в отдельных классах, группах
  • совместно с другими обучающимися. 

Нормативно-правовые акты   по организации дошкольного образования обучающихся с ОВЗ:

  • ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, вступил в силу  1 января 2014 г.  учитывает особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, … в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ».
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 
    от 8 апреля 2014 г. № 293  
    «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 
    от 30 августа 2013 года № 1014  
    «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 

Примерные адаптированные программы дошкольного образования

Размещены на сайте fgosreestr.ru примерные АООП ДО:

  1. с тяжелыми нарушениями речи;
  2. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  3. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. с задержкой психического развития;
  5. для слепых детей;
  6. для слабовидящих детей;
  7. для детей с амблиопией и косоглазием.

Дорабатываются проекты АООП ДО:

  • для глухих детей раннего и дошкольного возраста;
  • для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста;
  • для детей раннего возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • для диагностических групп детей раннего возраста;
  • для детей дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации;
  • для детей дошкольного возраста с РАС.

Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ИПРА ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка.

При реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования - в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию, который организует работу по реализации мероприятий ИПРА.

 

Оснащение кабинета психолога

Анализ Паспорта доступности объекта

Информационная справка о деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума, наличии тьюторов и ассистентов (помощников) в образовательном процессе

Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

Оснащение логопедического кабинета МБДОУ № 1 «Аленушка»

Договоры о сетевом взаимодействии

Социальное партнерство, как способ социализации воспитанников

Информационная справка о материально–технической базе и оснащенности образовательного процесса

Статистическая информация о численности детей с ОВЗ и инвалидностью

 

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».